Лошади в кино: дрессировка и обучение

Лошади в кино: дрессировка и обучение

06.06.2018 0 Автор Alisa Eremina

Любишь ли ты фильмы о лошадях так же сильно, как я? Приходилось ли тебе засыпать поздно ночью, повторяя в голове слова из только что просмотренного фильма? Смотрела ли ты зачарованно на то, как лошади в кино выполняют трюки? Спорила ли с друзьями о том, возможно ли это — или это компьютерная графика?

Photo by Peter Gonzalez

За любым захватывающим фильмом о животных стоят долгие часы кропотливой работы этих ребят — тренеров. Как они работают? Сколько лошадей-дублёров нужно подготовить для участия в одном фильме?

Как научиться тренировать лошадей для съёмок?

Обо всем этом мы сегодня расскажем.

Знаменитый фильм — знаменитый тренер

Самые знаменитые тренеры лошадей работают в Голливуде. Это Бобби Ловгрен и Рекс Петерсон. На их счету десятки фильмов и десятки тысяч дублей. Ловгрен участвовал в тренировке лошадей для фильмов “Боевой конь”, “Великолепная семерка” (2016), “Одинокий рейнджер” (главный тренер), “Легенда Зорро”, “Бешеные скачки”, “Бегущий свободным”, “Фаворит”.

В чем секреты их работы?

“Лошади — это существа привычки” — говорит Бобби Ловгрен. Самое сложное — это заставить их повторить нужный трюк достаточное количество раз для всех дублей. Поэтому приходится иметь несколько лошадей-дублёров, чтобы, если один устанет, заменить его другим.

Bobby Lovgren, courtesy IMDB.com

У Ловгрена есть свои лошади, и часто они исполняют главные роли в фильмах. Например, Finder, бывший скаковой конь Ловгрена, исполнил главную роль в фильме “Боевой конь”, а до этого скакал под Бандерасом в фильме про Зорро.

Тренеры лошадей — тихие герои, которые всегда за сценой, и мы почти ничего не знаем о них. Мы будем часто цитировать Ловгрена, т.к. он является примечательным исключением из этого правила.

Проблемы при съёмках

Какие главные проблемы, с которыми сталкиваются тренеры (и лошади) при съёмках?

Шумная обстановка

На съёмочной площадке обычно царит атмосфера шумная и достаточно напряжённая, особенно если речь идёт о фильме про войну (“Боевой конь”). Лошадей важно приучать к шуму постепенно. Также может помочь грамотная расстановка лошадей по сцене и распределение ролей.

“Перед съёмками мы знакомимся с лошадьми и стараемся понять, где находится зона комфорта каждой лошади. Мы всегда это делаем, чтобы достичь безопасной атмосферы на площадке. Если нам требуется использовать лошадь, которая нервничает, мы стараемся убрать её подальше от разрывающихся бомб или хотя бы дать ей более спокойного компаньона, чтобы она чувствовала себя более уверенно”. (Ловгрен)

Длительное обучение

— Сколько времени вы обычно тратите на подготовку лошадей для фильма?

— Обычно на подготовку уходит около 3 месяцев. Стоит подумать обо всей работе, которую нужно выполнить для подготовки, и … эти три месяца пролетают очень быстро.

К тому же обычно приходится готовить не только лошадей, но и всадников, т.к. не все актёры умеют хорошо держаться в седле. Ловгрен говорит, что обычно они учатся с большим усердием.

Сложные по сюжету сцены

Например, сцена, где жеребёнок должен по собственной воле покинуть мать — очень сложная и требует длительной подготовки для выполнения, потому что жеребята по своей природе не желают уходить далеко от матери.

Как выбирать и тренировать лошадей

Не бывает универсальных трюков. Но есть вещи, которые работают у многих.

Выбор лошади

Важно правильно выбрать лошадь. Молодые жеребята обычно с трудом сосредоточиваются и сильно боятся шума и большого количества людей. Для съёмок лучше выбирать лошадей, привычных к атмосфере шоу или соревнований.

Для каждого фильма важно выбрать несколько лошадей, похожих друг на друга, чтобы они могли работать дублёрами. (Забавно, что в очень многих фильмах режиссёр выбирает фриза в качестве главного героя. Не потому ли, что фризы чёрные и очень похожи друг на друга, что делает их легко заменяемыми?)

Если в процессе развития сюжета лошадь вырастает (из жеребёнка в коня), понадобится несколько “комплектов” лошадей разного возраста.

Жесты и звуки

На съёмочной площадке очень важно научить лошадей работать с вами, где бы вы ни находились, чтобы не портить кадр. Нередки случаи, когда тренеру приходится сидеть на дереве, а лошадь находится внизу. Обычно приходится очень много бегать вокруг площадки, чтобы подавать лошади сигналы, при этом избегая попадания на камеру.

Важно делать уроки длиной не более 15 минут, чтобы лошадь не устала. Короткие уроки с поощрением за хорошую работу дают отличный результат.

Также важно разучивать трюки пошагово. Желательно сначала увидеть и подкрепить нужное поведение, а потом научить лошадь выполнять трюк по условному сигналу.

Настроение

Тренеры повторяют, все как один: очень важно, чтобы лошадь была спокойна и расслаблена и доверяла тренеру. Построить хорошие отношения с лошадью — это 50% дела, и без них ничего не получится.

Как стать тренером для кино

Тренировка лошадей для кино — это особое искусство не только потому, что нужно уметь просить лошадь повторять трюки по 15 раз на камеру.

Очень важно быть бесконфликтным человеком — съёмки достаточно тяжёлая работа, где нужно постоянно идти на компромиссы. Иногда бывает нужно работать не вылезая сутками, питаясь при этом дошираком (подтверждает мой друг с Мосфильма).

И очень важно понимать киноиндустрию. Ловгрен говорит “я читаю сценарий и просто перевожу на лошадиный язык то, чего хочет режиссер”. Но не только это. Важно представлять, как будут работать лошади в процессе съёмок (в частности, сколько лошадей понадобится для съёмки той или иной сцены).

Заключение

Эй, а где же объяснения? Как заставить лошадь делать трюки?

К сожалению, никто из тренеров вот так легко не выдаёт свои секреты. Они нигде не пишут, как именно обучают своих лошадей. Это можно только увидеть в реальной работе.

Поэтому дело за вами. Если вы решите стать тренером лошадей для кино и захотите поделиться своими секретами — пишите мне в любое время.